Нормативы образования отходов. Изменения с 2019 г., оформление

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативы образования отходов. Изменения с 2019 г., оформление». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Статьей 8.41 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.

Экономическое стимулирование

Законодательство РФ предусматривает меры стимулирования субъектов предпринимательства, занимающихся обращением с отходами, к ним относятся:

  • Снижение платы за негативное влияние на окружающую среду для фирм, внедряющих технологии для уменьшения количества отходов;
  • Применение ускоренной амортизации основных средств, используемых для размещения отходов.

Для производителей упаковки и продукции, после порчи которой остаются биоразлагаемые отходы, правительство установило следующие виды экономической поддержки:

  • Льготы по налогам;
  • Льготы по экологическому сбору;
  • Льготы по плате за НВОС;
  • Финансовая поддержка от федерального и местного бюджетов.

Ответственность за отсутствие продленных лимитов.

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (№ 89-ФЗ), в статье 18, указывается что организации в результате своей хозяйственной деятельности образуют отходы, потому они разрабатывают проекты на лимиты образования отходов и на их размещение. Малые и средние предпринимательства в результате своей хозяйственной деятельности образуют отходы, но не разрабатывают проект, а представляют в федеральные органы власти РФ, в соответствии с их компетенцией, ежегодные отчеты об образовании, размещении, использовании, обезвреживании, в уведомительном порядке (отчеты МСП).

Крупные предприятия, муниципальные предприятия и некоторые другие обязаны разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Если организация не имеет проекта лимита на размещение отходов, то она обязана выплачивать в 25-кратном размере, по сверхлимитам, плату за негативное влияние на окружающую среду (НВОС). Регламентирует этот факт закон РФ «Об отходах производства и потребления» (№ 89 – ФЗ) от 24.06.1998 г. Следует отметить, что отсутствие проекта влечет за собой нарушение законодательства, за что предусмотрено дисциплинарная, имущественная, административная и уголовная ответственность, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», (№ 7-ФЗ), статья 75.

Штрафы, которые может получить организация согласно КоАП РФ от 30.12.2001 (№195-ФЗ) в ред. от 30.12.2008 (№309-ФЗ) в главе 8 сказано:

  • Несоблюдение организацией требований по экологии при территориальном планировании, строительстве, реконструкции, ремонте, а также при эксплуатации сооружений и других производственных объектов.
    Для организаций предусмотрены штрафы от 20 000 до 100 000 рублей.
  • Несоблюдение организацией санитарно-эпидемиологических экологических требований по обращению с отходами производства, потребления и другими опасными веществами: сбор, размещение, использование, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение или иное обращение.

Для организаций предусмотрены штрафы от 10 000 до 250 000 рублей или же остановка деятельности сроком до 90 дней.

  • При сокрытии организацией, намеренном искажении или предоставление неполной информации об экологическом состоянии окружающей среды.

Для организаций предусмотрены штрафы от 10 000 до 20 000 рублей.

  1. Предприятие разрабатывает Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В результате расчета нормативов образования отходов, количество отходов 4-го и 5-го класса опасности например: пыль абразивная, фильтры воздушные, лампы накаливания отработанные, резиновые перчатки, утратившие потребительские свойства; противогазы отработанные, оказались равны от 0,008 до 0,040 тонн. Как быть? Учитывать данные отходы в Проекте или убрать их из Проекта, т.к. согласно п. 10 Порядка учета в области обращения с отходами для отходов 4 и 5 классов опасности округление идет с точностью до одного знака после запятой. Поэтому придется в статистических отчетах указывать постоянно нули.
  2. Предприятие имеет действующий Проект нормативов образования отходов и документ об утверждении нормативов образования отходов и Лимитов на их размещение, разработанный 19.01.2017 сроком действия до 19.01.2022 года согласно действующему на тот момент Приказу МПР России № 349 от 05.08.2014 г. В Проекте не было раздела компонентный состав отходов 5 класса опасности и поэтому для отходов 5 класса опасности не проводился анализ компонентного состава и биотестирование. Прикладывали к материалам Проекта только паспорта на все отходы 1−4 классов опасности.
Читайте также:  Пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет увеличатся с 1 февраля

На сегодняшний момент идет разработка Проекта нормативов образования отходов и Лимитов на их размещение уже по приказу МПР № 1021 от 07.12.2020 г. В п. 18 Приказа говориться, что в разделе Проекта «Сведения об образующихся отходах» необходимо указывать агрегатное состояние отхода и состав отхода. В связи с этим вопрос, нужно ли проводить количественный химический анализ для отходов 5 класса опасности и проводить биотестирование отходов для отходов, уже имеющихся в Проекте 2017 года, и, соответственно, которые будут в новом Проекте?

В соответствии с ФККО пищевые отходы входят в блок 7, который включает большой перечень отходов, в том числе коммунальных. Выделяется отдельная группа, к которой принадлежат несортированные отходы, образующиеся на предприятиях общественного питания. Пищевые отходы от населения входят в состав ТКО и относятся к группе отходов от жилищ. Обращение с данными отходами по СанПиН как части коммунальных отходов регулируется санитарным законодательством в области обращения с ТКО.

Дополнительные требования применяются к пищевым отходам от лечебных учреждений. Они могут относиться к медицинским отходам трех классов: А, Б и В. Их сбор ведется отдельно либо в многоразовых емкостях, либо в одноразовых пакетах, которые размещаются в столовых, помещениях блоков питания. Пищевые отходы класса А, а также пищевые отходы класса Б и В после проведения мероприятий по обеззараживанию могут быть вывезены на захоронение, упакованные в одноразовые пакеты. Накопление ведется на территории учреждения в многоразовых закрытых контейнерах с графиком вывоза не реже 1 раза в неделю при использовании холодильного оборудования, и ежедневно, если оно отсутствует.

Оформление расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей с 01.01.2019)

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее –Порядок), утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 “О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (Письмо Росприроднадзора от 29.12.2018 N АА-10-02-36/29629 “О направлении информации”) – для интересующихся письмо в конце статьи.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов – проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 5 Порядка).

Оформление расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение производится в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 ” Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”.

Таким образом, требуемый с 01.01.2019 г. для объектов НВОС 1,2 категории расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – это старый добрый проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Экономическое стимулирование

Законодательство РФ предусматривает меры стимулирования субъектов предпринимательства, занимающихся обращением с отходами, к ним относятся:

  • Снижение платы за негативное влияние на окружающую среду для фирм, внедряющих технологии для уменьшения количества отходов;
  • Применение ускоренной амортизации основных средств, используемых для размещения отходов.

Для производителей упаковки и продукции, после порчи которой остаются биоразлагаемые отходы, правительство установило следующие виды экономической поддержки:

  • Льготы по налогам;
  • Льготы по экологическому сбору;
  • Льготы по плате за НВОС;
  • Финансовая поддержка от федерального и местного бюджетов.

Отличие хранения от накопления и размещения

В законодательных актах и на практике используется 3 термина, используемых для определения операций с мусором между сбором и передачей на утилизацию: хранение, размещение, накопление. Различия связаны с продолжительностью нахождения остатков в месте сбора или складирования, нюансами употребления: в юридическом или операционном контексте.

Читайте также:  Пенсия по потере кормильца в 2023 если двое детей как выплачивается

Хранение – продолжительное (свыше 11 месяцев) складирование остатков производства на специально оборудованной территории. Термин применяется для обозначения операций по длительному размещению мусора для утилизации, обезвреживания, захоронения. Это один из этапов жизненного цикла мусора. Организациям для проведения мероприятий необходимо проходить лицензирование.

Накопление – краткосрочное (не более 11 месяцев) складирование отходов для выполнения дополнительных операций по обработке, передаче на утилизацию, обезвреживание, захоронение. Это один из этапов жизненного цикла мусора, лицензия не нужна.

Размещение – операции, включающие хранение до утилизации и распределение отходов на мусорном полигоне для захоронения.

Примеры условий и мест хранения

Санитарными правилами определены способы хранения на примере отдельных видов отходов:

Виды отходовКласс опасностиДопустимые условияНедопустимые условия
Люминесцентные и ртутные лампы I Твердая герметичная тара Мягкая негерметичная тара, открытое размещение
Кислотная жидкость из аккумуляторов II Не более 24 часов в плотно закрытой стеклянной бутылке Открытое размещение на земле
Масляные жидкости III Бочки или канистры, поставленные на металлические поддоны Доступ воды в тару, превышение объема вместимости, размещение вблизи возможных источников огня
Стальная стружка, неотсортированные бытовые отходы IV Металлические контейнеры Смешивание с другими отходами, размещение вблизи возможных источников огня
Макулатура V Открытое размещение Размещение вблизи возможных источников огня

Исчисление платы за размещение отходов Договор на вывоз мусора

Мы уже сказали, что в большинстве случаев организации самостоятельно мусор не вывозят. Обычно фирмы заключают договоры на вывоз мусора непосредственно со специализированными организациями либо включают пункт о вывозе мусора в договор с арендодателем. Наличие договора на вывоз мусора само по себе не освобождает организацию от платы за загрязнение (Постановления ФАС СЗО от 24.06.2008 N А21-6268/2007, Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2008 N 09АП-17853/2007-АК, ФАС ВВО от 14.08.2007 N А29-6876/2006А). Плата за вывоз мусора — это плата за услугу по физическому перемещению отходов на полигон или свалку, но не плата за загрязнение окружающей среды, которую вносит в бюджет собственник отходов — лицо, в результате деятельности которого они образовались (п. 1 ст. 4 Закона N 89-ФЗ). В рамках же договора об оказании услуг перехода права собственности на отходы мусоровывозящей организации не происходит (Постановление ФАС СЗО от 06.11.2008 N А21-1616/2008). Аналогично включение в арендную плату расходов арендодателя по вывозу мусора означает лишь то, что организация оплачивает услуги по такому вывозу (Постановление ФАС СЗО от 20.08.2007 N А56-49061/2006). Соответственно, наличие действующего договора на вывоз мусора не исключает ответственности предприятия за невнесение в бюджет платы за загрязнение (Постановление ФАС СЗО от 31.10.2008 N А56-1719/2008).

Впрочем, существует способ освободиться от обязанностей плательщика «экосбора», о котором неоднократно упоминал и сам Ростехнадзор (Письма от 25.07.2007 N 04-09/1001, от 12.02.2007 N 04-09/170, от 23.12.2005 N СС-47/145). Суть в следующем: в договор на вывоз мусора необходимо включить условие о переходе права собственности на отходы коммунальной организации или арендодателю. Тогда у этого лица возникает и обязанность вносить плату за НВОС. Бывший же владелец отходов плательщиком «экосбора» не будет. Обратим внимание на то, что право собственности на опасные отходы можно передать только компании, располагающей лицензией на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение отходов.

Когда есть смысл начать процедуру продления лимитов?

В случае, когда у организации имеется проект лимитов на размещение образуемых отходов, но его срок истекает, следует заблаговременно начать составление и согласование нового проекта. Лучше всего, заложить сроки не менее 3-4 месяцев. Если организация новая и ранее проектов не было, то следует не откладывать данный вопрос в дальний ящик, поскольку штрафы за отсутствие данного документа достаточно весомые для новых организаций (платежи по сверхлимитам в 25-кратном размере, а также другие экологические штрафы, вплоть до административной и уголовной ответственности).

Следует заметить, что грамотно составленный проект помогает сократить выплаты за негативное воздействие на окружающую среду (плату НВОС), что, несомненно, оптимизирует бюджет организации.

На основании чего делаются лимиты

Закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 гласит, что ежегодно после получения лимитов на размещение отходов, необходимо делать отчет о неизменности производственных процессов (он же ежегодное продление лимитов).
Закон № 89-ФЗ

Статья 11

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением отходов, обязаны:

  • разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
  • внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
  • проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
Читайте также:  Ваша заявка уже обрабатывается

Сверхлимитное размещение: что это и что за собой влечет?

Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.

Многие предприниматели надеются на расчетный метод ПНООЛР, но он часто приводит к неприятным ситуациям.

Фактически отходов может образоваться большее количество, то есть превысить математически рассчитанные показатели. В случае сверхлимита предприятию грозят санкции.

Если природопользователь разместил больше отходов, чем определено проектом НООЛР, за сверхлимит придется доплатить. В момент расчета ежеквартальной платы за НВОС количество отходов, фактически размещенное на полигоне, умножат на 5.

Кроме повышенной платы по платежам за НВОС за сверхнормативное образование отходов предприятию грозит административное наказание в виде штрафа.

Если на предприятии возникла ситуация, когда количество размещаемого мусора превышает утвержденные лимиты, необходимо максимально быстро разработать новые нормативы и получить лимиты на их размещение. Затем следует разобраться в причинах возникновения данной ситуации.

Это может быть:

  • увеличение объемов производства;
  • неверно проведенный анализ производственной деятельности;
  • неправильно проведенная инвентаризация.

Необходимая информация для расчета нормативов

Часть исходной информации для составления ПНООЛР предоставляет заказчик, но большинство данных приходится получать непосредственно при проведении обследований на объекте. Для расчета нормативов образования и определения лимитов на размещение отходов понадобится определить и собрать:

  • количество (объем) используемого сырья и материалов в единицу времени;
  • количество (объем) произведенной продукции;
  • количество (объем) сырья и материалов, использованных в произведенной продукции;
  • нормы естественной убыли;
  • объемы выбросов в атмосферный воздух и сбросов сточных вод;
  • рецептуры, технологические карты, регламенты и прочие документы, нормирующие использование сырья и материалов;
  • данные учета полученной продукции;
  • результаты инвентаризации источников выбросов, сбросов и образования отходов и т. д.

Сбор информации и составление проекта со всеми расчетами и обоснованиями – задача для специалиста-эколога. Срок ее выполнения отчасти зависит от масштабов объекта, но в большей степени определяется необходимостью получения согласований с контролирующими органами представительствами Росприроднадзора и другими региональными органами исполнительной власти. Получение согласований, во-первых, имеет нормативные сроки – в каждой инстанции свои, во-вторых, подразумевает полное соответствие проекта методическим указаниям, утвержденным приказом Минприроды РФ № 349 от 5 августа 2014 г., и другим законодательным и нормативным требованиям.

За расположение утильсырья производства и потребления предполагается установленная законом плата. По приложению №1 расчет платы за размещение отходов на специально оборудованных площадках и полигонах производится по коэффициенту 0,3.

Когда рассчитывается плата, нужно соблюдать также несколько дополнительных условий, которые установил Росприроднадзор.

  • Во — первых, если отходы размещаются на специализированных площадках, то такие полигоны должны располагаться в зоне источника негативного воздействия с соблюдением предустановленных для этой цели правил.
  • Во — вторых, нужен расчет или проект размещаемых отходов, объем которых не должен превышать лимиты.

Взимается плата за:

  • Установленные лимиты на размещение отходов
  • Помещение отработок сверх лимита

В законе нет определения для понятия «источник негативного воздействия», однако в ФЗ «Об охране окружающей среды» были выделены основные группы видов негативного воздействия, за которые дополнительная плата взимается по установленному природоохранным органом (Росприроднадзор) коэффициенту. К данным отработкам относят те из них, которые провоцируют образование загрязнений:

  • Почвы
  • Воздуха
  • Недр
  • Поверхностных вод, водосборных площадей и подземных вод.

Продление документа ПНООЛР

Юридические лица, которые осуществляют деятельность по работе с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР. Это касается и частных предпринимателей. Срок действия такого проекта составляет 5 лет. Главное условие для такого срока — это неизменность технологических процессов предприятия. Неизменность производственного процесса должна подтверждаться ежегодно соответственно административному регламенту Росприроднадзора, выполняется продление лимита на размещение отходов.

Технический отчет оформляется в соответствии с требованиями нормативно-методической документации. Он подтверждает неизменность производственного процесса, а также используемого сырья, которые представлены в ПНООЛР. Продление лимита на размещение отходов рассматривается в департаменте федеральной службы — Росприроднадзор.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *